Воспитание и наказание?

1 июня во всех странах отмечается Международный день защиты детей. Проходит этот день радостно и весело, но мы не забываем о главной его идее – привлечение внимания общества к защите прав детей, что им так необходимо.

Проблем, связанных с развитием и благосостоянием детей, существует множество. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают, 60% сирот, достигших трех лет, попадают в интернаты. Насилию в семье подвергаются ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет.

Считается, что воспитание и наказание – неразрывно связанные понятия. Сегодня мы решили спросить у горожан, нужно ли наказывать детей?

Юлия, Александр – родители двухгодовалого Даниила:
– Наказание – крайняя мера. Наш сын еще маленький, но это не значит, что ему все дозволено. Он упорный, пытается характер проявлять. Грозим пальцем, говорим «нельзя». Категорически против физического наказания.
Папа Даниила вспоминает, что в его детстве бывало всякое. И наказывали по-разному, но обиды не осталось, потому что всегда за дело.

Галина, мама девятилетней Софьи:
– Физическое наказание отрицаю. Оно унижает как взрослого, так и ребенка. Из собственных наблюдений знаю: те, кого били в детстве, уверяли, что никогда своих детей пальцем не тронут. А на практике все равно рукоприкладствуют. Все идет из семьи. Когда Софья была поменьше, максимум, что позволяла себе, – шлепок. Сейчас могу в качестве наказания лишить того, что для нее очень важно, чтобы не возникало чувства вседозволенности.

Сергей Нестеренко, 8 лет:
– Бывает, что мама ругает меня за беспорядок, но это редко.

Светлана Нестеренко, мама двоих детей:
– Наказывать в целях воспитания нужно. Главное, чтобы ребенок понимал – за что. Наказание зависит от возраста. Физических наказаний не допускаю. Мои дети впечатлительные, эмоциональные. Иногда голос повысишь, а у них уже в глазах слезы. Пытаюсь разговаривать, объяснять.

Людмила Габзетдинова, мать троих детей, 5, 21 и 25 лет:
– По мелочи не наказываю, потому что бессмысленно. Это способ взрослого снять агрессию и напряжение на заведомо слабом ребенке, неумение и нежелание контролировать свои эмоции. Объясняю, разговариваю. Дергание по мелочам приводит к еще более неадекватному поведению ребенка. Если проступок слишком серьезный – умышленное причинение вреда другим людям или животным, – наказываю однозначно, причем безотлагательно. Дети не способны соотносить события, разнесенные по времени. Стараюсь не наказывать или одергивать публично, демонстративно. Физически не наказываю, так как это порождает ответную агрессию. Как наказание использую следующие способы: ты не хочешь услышать и понять меня, я считаю возможным не воспринимать твои просьбы – купить игрушку, посмотреть мультик, пригласить друзей и т.д. Стараюсь жестко выполнять наказание, если оно озвучено. Иначе ребенок перестает реагировать на какие-либо замечания. Со старшими детьми сложнее. Здесь действеннее не наказание, а демонстрация того, что ты расстроен, обижен. Мы с мужем стараемся с детьми договариваться, находим время и силы для разговоров по душам, озвучиваем свои страхи, сомнения, обиды. Обязательно говорим о своей любви к ним, это как мантра для близких людей. Главное, запастись терпением. Дети – это огромное счастье, но в комплекте с кучей проблем и проблемок.

Антон Валуев, 14 лет:
– С пониманием отношусь к наказаниям. Они нужны в целях воспитания. Лишь бы взрослые не переусердствовали. Мама в основном морально воздействует на меня, пытается понять, почему поступил так, а не иначе. Меня это приучило к тому, что прежде чем что-то сделать, стараюсь думать.

Елена Дунаева, педагог, мать двоих сыновей, 7 и 16 лет:
– Без наказания не бывает воспитания. Но наказание должно быть справедливым, своевременным. Не наказываю дважды за одно и то же. Маленьких – ставила иногда в угол, могла шлепнуть. Один раз, как крайняя мера, и до ремня дошло. Хотя физическое наказание – это наше взрослое бессилие. Значит, не сумели мы правильно воспитать в ребенке систему семейных ценностей. Педагогика – воспитание по своему образу и подобию. Дети – наше зеркало, всего, что происходит в семье. Сама – не сторонница рукоприкладства. Сейчас много говорят о ювенальной юстиции, которая должна защитить права детей. Но как показала мировая практика, в результате дети остаются сиротами, лишенными родительской любви и ласки. Мы против такой системы, когда подменяются понятия воспитательного наказания и жестокости. Для моих детей большим наказанием является, когда я расстраиваюсь, переживаю. Папа в нашей семье – непререкаемый авторитет. Его взгляда порой достаточно, чтобы дети все поняли и остановились, не доводя до крайности. Моральное воздействие бывает иногда сильнее физического. Надо больше разговаривать с детьми. Мы часто рассуждаем на разные темы, мечтаем, планируем. Вместе проводим досуг, отпуск, приобщаем к домашним делам, пытаемся быть им примером.

Помню, как будучи семиклассницей совсем завралась. Дома говорила, что иду в школу, а в школе – что заболела. Когда через две недели классная руководительница пришла навестить домой и объяснить пропущенный материал, родители все поняли и «прикрыли» меня, не став выносить сор из избы. Когда я вернулась домой «умученная» школой, мама рассказала мне про учительский визит. Думала, что от меня живого места не останется. А она тихо села и беззвучно зарыдала. Так больно мне не было никогда…

1 июня – это праздник детей и возможность взрослых обратить внимание на необходимую ответственность за судьбу нашего справедливого и благополучного будущего. Мы и дети неразрывно связаны друг с другом. И чем больше любви, добра и тепла дадим нашим чадам сейчас, тем больше понимания, заботы и благодарности увидим от них в старости.

Т.Никольская

1 комментарий

  1. Николай Анохин:

    Конечно, наказания за проступки и нарушения предписанных правил быть должны. Что для взрослых, что для детей. Проблема лишь в СООТВЕТСТВИИ наказания проступку. У взрослых меру этого соответствия определяют Суд,Прокурор, Кодексы, Тюрьма. А у детей – кто? Только лишь мать? Или ещё и сам ребёнок?
    Лет в шесть я «серьёзно» провинился перед мамой на глазах её нескольких подружек – не захотел улечься в постель в свои 22-00. Возбуждённый их же весёлостью, я полчаса ловко уворачивался от маминых рук. Всё же она, не без помощи подруг, ухватила меня, СПУСТИЛА ШТАНИШКИ и больно-пребольно отшлёпала…
    Сочтя ТАКОЕ наказание явно несоответствующим моей шалости, я смог, укусив маму за палец, вывернуться из её рук, убежать и спрятаться в укромнейшем месте, недалёком, но для мамы неизвестном (а дело было в моей родной деревне Канаевка).
    И вот часа два мама, зовя, надрываясь и плача, искала своего малыша… Может, ещё долго бы проискала, пока моя «ущемлённая» гордость не остыла в буквальном смысле – до дрожи во всём тельце. (Стояла осень, а спрятался я в яме под столб для проводов света и радио…)
    ****
    Мать для ребёнка – и Суд, и СИЗО
    (Отец, если есть, – Исполнитель иль Мент).
    И если мать эта – не пьянь, не «шизо»,
    Для Верности сына наступит момент…

Добавить комментарий

Spam Protection by WP-SpamFree